Армейский репортёр. Дневник танкиста (army_reporter) wrote,
Армейский репортёр. Дневник танкиста
army_reporter

Categories:

НОВЫЙ «ПОТОК» ТУ-22М3

Свой нынешний вид сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3 получили в середине 80-х. В новой модификации М3 была изменена конструкция воздухозаборников, улучшена аэродинамика планера, были установлены мощные и экономичные двигатели с электронной системой управления.

Сегодня на Казанском авиазаводе им. С.П. Горбунова (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) идёт новый этап развития Ту-22М3 «Бэкфайер» (по НАТО). Какие изменения ждут самолёт по прозвищу «кирпич» (в среде пилотов) и сможет ли противник остановить «встречный огонь» (игра слов перевода) после модернизации? На эти вопросы искал ответы «сверхзвуковой» армейский репортёр Александр Рошка.

КАЗ 153

«Убить двух зайцев» мне удалось в Казани — в начале июля была передача второго «шпиона» Ту-214ОН на вооружение ВВС + меня допустили к процессу модернизации сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М3. О «шпионе» я писал здесь. Сегодня попытаюсь «не раскрыть» секреты модернизации «М3».В этом мне помогал заместитель директора по ремонту и модернизации казанского авиазавода (КАЗ) Андрей Лядов. Начали мы с элементарной приемки самолёта, прибывшего из ВВС на ремонт и модернизацию. Прежде всего, специалисты КАЗ проводят дефектацию узлов и деталей. Существуют два типа дефектации: первичная (на стоянке) и глубокая (в цеху). Результаты дефектации позволяют определить уровень требуемого ремонта.

КАЗ 163+

«Для этих самолётов предусмотрены два вида ремонта: а) Контрольно-восстановительный ремонт, б) Средний ремонт. Ремонт „а“ предусматривает замену деталей и выполнение работ, позволяющий продлить назначенный ресурс самолёта на пять лет. Ремонт „б“ увеличивает ресурс самолёта до 10 лет. В этом случае 90% работ предусматривают замену комплектующих изделий. Оставшиеся 10 % просто проверяются на соответствие нормативно-техническим параметрам. Отличительной особенностью этого ремонта является отстыковка крыльев и воздухозаборников с демонтажём всех жгутов. На сегодня у нас 2 самолёта прошли средний ремонт и 1 контрольно-восстановительный. Этот борт уйдет в ВВС в ноябре этого года. 1 стоит в малярном цехе (планируется к передаче в ВВС 18 июля) и 1 на лётно-испытательной станции (ЛИС). До конца 2014 года мы должны передать в строевые части 10 самолётов», — отрапортовал Андрей Лядов.

КАЗ 170+

Не раскрывая гостайны, мы плавно перешли к процессу модернизации. На кажущую с первого взгляда сложность этого процесса здесь всё предельно просто. Есть малая модернизация первой очереди и 100% глубокая модернизация. Малая: а) Замена морально устаревшего оборудования, б) Возможность установки новейшего вооружения. Лётные характеристики не меняются. Всё это конечно здорово! Но меня всё время терзал один сверхсекретный вопрос: «Как быстро можно восстановить штангу для дозаправки ракетоносца?».

Справка: По договору о стратегических наступательных вооружениях (ОСВ-2) Ту-22М2 был включён в список стратегических сил СССР. Согласно договорённости со всех машин были демонтированы штанги для дозаправки.

КАЗ 186++

Наконец я не выдержал и задал это вопрос моему собеседнику. Спустя пятисекундное раздумье заместитель директора по ремонту и модернизации в полголоса ответил: — Этот вопрос прорабатывается!

Несмотря на расплывчатость ответа, я был сражён смелостью Андрея Лядова, отчего немного погодя стал гордиться своей смелостью тоже.

Дальше было круче. Мы отправились в цех окончательной сборки, где Андрей Лядов поделился некоторыми не секретными тонкостями сборки боевых самолётов.

КАЗ 319+

«В самолётостроении есть две схемы производства: а) Доковая, где самолёт ставится на одно место и весь объем работ производится на нём — на одном месте, б) Поточная, где самолет, либо персонал передвигаются — выполнив одну работу, переходят на другую. Принцип поточной организации производства сводится к созданию постов и специализированных участков, где выполняется небольшой объем работы. У поточной есть один важный плюс. Нет необходимости привлечения универсального персонала, который дольше обучается.

В доковой организации производства есть большой минус. При выполнении трудоёмких работ длительного цикла, на выходе остается большой перечень работ для финального этапа. Поточный позволяет нам (пока самолёт передается от одного посту к другому) избежать такого большого объема и перечня и тем самым это сокращает цикл производства. Доковый метод имеет место на существование, где есть недостаток площадей. Поточный метод, позволяет выполнение большого объема взятых на себя обязательств. Мы используем поточный вариант, мы его только начали осваивать, и стремимся к результату на выход одного самолёта в 1-1,5 месяца».

КАЗ 334+

Вот что значит человек увлечен своей работой и спокойно увлекает других, подумал я, и стал бомбардировать Лядова дополнительными вопросами.

— От чего ещё зависит трудоемкость ремонта? Может от количества деталей, подлежащих замене?

— Трудоемкость ремонта зависит от совершенства конструкции. Например, если в свое время деталь не была приведена в унифицированное состояние — не была уменьшена трудоемкость её изготовления, то в ремонте повторится тоже самое. Количеством деталей мерить трудоемкость неправильно и тяжело, а вот человекочасами можно. К примеру, этот самолёт совершил жесткую посадку в эксплуатации и мы с демонтажем шасси промучились неделю, хотя это работы на сутки. Самолёт самолёту рознь.

КАЗ 352+

— Получается, что проблематично сформировать единую политику для заказчика с точки зрения ценообразования? — не унимался я.

— Да, по двум самолетам, что мы уже передали в войска, заключали контракт в два этапа. На первом этапе выполняли оценку состояния самолёта, дефектация и отправка запросов на поставку комплектующих изделии к заводам поставщикам. Делали смету на каждый самолет, а потом выполняли сам ремонт. Пройдя, дефектацию на четырех самолетах, мы вывели среднюю стоимость. Двухэтапный контракт не очень удобен, потому как всё идёт очень медленно — пока ты соберешь цену у поставщиков деталей, пока сам, пока стоимость защищается в минобороны — это затягивает процесс. Самолёт в это время стоит. Работы не финансируются, производить их на нем нельзя. Поэтому и пришлось нам выводить эту среднюю величину.

КАЗ 350+

На этом мой запал интереса к Андрею Лядову снизился — к нему подошла очень молодая, симпатичная и улыбающаяся девушка.

КАЗ 360+

Это оказалась Ольга Юрьевна Бунакова — ведущий инженер, которая ведет объем работ по модернизации электрической части Ту-22М3. Как мне удалось выяснить, ей очень нравится выполнять мужскую работу наравне с умными мужчинами. Она очень любит лазить по бортам — в проводах, гайках и жгутах. Пришла на завод технологом по доброй воле два года назад. Очень быстро поняла, что бумажная работа не её и быстро доросла до ведущего инженера. Заканчивала химико-технологический институт по профессии инженер-электрик. Занимается электрической частью на борту. Вот некоторые моменты нашей короткой беседы.

«Начинаем мы свою работу с того, что демонтируем старые провода. Затем устанавливаем новую электропроводку, монтируем новые блоки, и запускаем машину — даем её под ток — начинаем отрабатывать модернизированные системы. Смотрим наземную отработку и дальше выпускаем самолёт на ЛИС».

По ходу разговора Ольге Юрьевне пришлось задавать простенькие наводящие вопросы:

— Опишите вашего идеального сотрудника?

— Тот, который готов работать со мной с утра и до ночи! Внешние данные никак не влияют. Это должен быть человек с золотыми руками, который готов выпускать машины вместе с нами, работать с нами буквально круглосуточно. Ну и делать своё дело на отлично — так чтобы ни военная приёмка, ни сотрудники ОТК никогда не имели к нам претензий.

— Чем вы лично мотивируете свои подчиненных?

— Личным примером! Иногда ласковым словом, не на ушко конечно, но по плечику погладить могу. Даю хороший объем работ для заработка. После поднятия зарплаты, на заводе стало работать приятнее и веселее, и ИТР и рабочим. У нас сдельная оплата труда, по выработке люди получают приличную зарплату для региона.

КАЗ 385+


Дальше Ольгу понесло как сверхзвуковой ракетоносец.
«Я занимаюсь общественной прицеховой жизнью, уполномоченный по охране труда. А ещё я в хоре пою (оперное пение). Юноши во многом принимают меня за своего «пацана». Но при этом нецензурная лексика пропала и даже меньше стали курить. Очень ко мне уважительно относятся. В последнее время много молодых людей стало приходить на завод не местных — не казанских. Стараюсь помочь им с общежитием или вступить в жилищную программу.

Ещё я поддерживаю ситуацию с рождением детей, в том смысле, что в садик помогаю устроить детишек. В общем, делаю всё, чтобы нужные мне люди держались за работу на заводе. К сожалению, на производстве девушек очень мало. Я вообще единственная женщина на окончательной сборке. На заводе средний возраст 28-30 лет. Начали привлекать студентов с 5 курсов. Опытные специалисты делятся своим опытом и навыками без всяких притязаний.

На мой вопрос поделиться какими-то интересными фактами по работе, Ольге на ум пришло только это:

«Иногда приходится ночью делать холодную пристрелку на борту по вооружению. Ночью, потому что вооружение и работа с секретной документацией.

У нас безумно все интересно! Особенно, когда машина дает поток, потом начинает махать крыльями, включается вся сигнализация на борту. Потом идём на аэродром и со слезами на глазах провожаем наш самолёт».

В этот романтичный момент рассказа как-то очень захотелось поднять бокал и произнести тост за молодых самолётостроителей. В принципе этому никто не мешал, но и никто не способствовал, а так хочется, чтобы у них всё получилось!

Продолжение следует

Tags: неизвестная авиация, смелые люди, смертельное оружие
Subscribe

promo army_reporter june 19, 2014 12:17 2
Buy for 10 tokens
Весной 1995 года в небо над Парижем взлетела новая ударная машина четвёртого поколения под обозначением Су-32ФН. Это был прототип фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34, который сейчас серийно производится на входящем в «ОАК» «Новосибирском авиазаводе им. Чкалова»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments