?

Log in

No account? Create an account

Чкаловская «Тридцать четверка» Сухого

Весной 1995 года в небо над Парижем взлетела новая ударная машина четвёртого поколения под обозначением Су-32ФН. Это был прототип фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34, который сейчас серийно производится на входящем в «ОАК» «Новосибирском авиазаводе им. Чкалова» (НАЗ), филиале ОАО «Компания «Сухой».

20 марта 2014 года Су-34 стал первым боевым самолётом официально принятым на вооружение в постсоветской России. В конце мая 2014 года НАЗ передаст ВВС России очередные три машины по второму контракту — 92 самолета до 2020 года. По обозначению НАТО этот бомбардировщик имеет название «Защитник». Российские пилоты зовут его «Утёнок».

НАПО 285+


О тяге к самолётостроению

За какие качества натовцы зовут Су-34 «Защитником», а наши ласково «Утёнком»? Кто и почему строят Су-34 в Сибири, попытался выяснить безустанный Александр Рошка.

Любую поездку в армию или на завод всегда можно сравнить с туром «выходного дня». Главные критерии такого тура всегда одни и те же! Быстро, далеко, недорого, но жутко интересно!

В этот раз было именно так: «13 мая летим в Новосибирск. 14-15 мая идем на завод. Нам покажут цеха, производство самолетов, все несекретные объекты. Будет возможность пообщаться с директором, сотрудниками и летчиками. Повод поездки — подготовка к передаче очередной партии Су-34 в ВВС».

НАПО 496+

О секретах

Короткий инструктаж от твёрдых как скала безопасников, леденящий душу взгляд симпатичной женщины вохровца и я у цели — один из многих агрегатно-сборочных цехов. Встретил заместитель начальника цеха — 28-летний Евгений Баранова. На заводе с 2006 года после технического колледжа и экономико-управленческой академии. Обыкновенный парень среднего роста с хорошо поставленной речью. Он и поведал мне о несекретных профессиональных секретах их цеха.

НАПО 020+

В цеху три этапа сборки:

а) Сборка головной части фюзеляжа — титановая кабина. Самый кропотливый процесс на этом этапе — сверление отверстий в титане. Раньше все отверстия сверлили прямо на стапеле ручной дрелью, и это было трудоёмко. Теперь предварительно сверлят малые отверстия на станке, а затем на стапеле высверливают нужный диаметр.

б) Сборка воздухозаборников и стапельная состыковка центроплана — головная часть, воздухозаборники, хвостовая часть. Работы выполняет бригада из 15 человек ровно за две недели.
На профессиональном жаргоне Евгения Баранова первые два этапа можно коротко описать так: «Тут люди сверлят, клепают, стыкуют и болтируют».

НАПО 132+

в) Проверка машины на герметичность бригадой «дождевальщиков». На мой взгляд это самый интересный из трёх этапов этого цеха. Машину загоняют в громадный бокс и поливают её «условным» дождём. Предварительно специалисты открывают все крышки люков, визуально проверяют их герметичность, подкладывают под крышки специальную бумагу, залючивают всю машину и отправляют её под шквальный дождь. Если после условного ливня бумага намокла, то путем взвешивания мокрой бумаги определяют процент попадания воды и устраняют выявленные каналы попадания влаги.

НАПО 180+

НАПО 160+

О профессии

Из несекретного по этому объекту вроде всё! Осталось только выяснить секрет мёда, на который сюда слетаются хорошие работники. В том, что секретного мёда нет, меня постарался убедить начальник цеха и по совместительству руководитель всего агрегатно-сборочного производства — Олег Кислица (на заводе 14 лет, начинал мастером).

НАПО 283+

Олег Валерьевич пояснил, что ни одно учебное заведение в городе не обучает профессии сборщик-клёпальщик. И поэтому желающие посвятить себя этой легендарной специальности проходят обучение при цехе (стипендия 10 тыс. рублей). Спустя 3-4 месяца после успешной аттестации профессионал направляется на основное изделие. Основные критерии отбора и аттестации: базовое среднее образование, способность рук к физическому труду и техническая одарённость в плане чтения чертежей. 90 % желающих научится строить самолеты — молодые люди до 30 лет. Плановая текучка, конечно же, есть. Из 10 пришедших остаются 6-7 настоящих работяг. Удовлетворившись ответом на 110 %, я откланялся, за что был награждён крепким рукопожатием!

НАПО 104+

О зрелищах

Центроплан так бы и не стал самолётом, если бы к нему не приделали хвостовое оперение и крылья. Как делают хвосты и крылья нам показали в следующем, агрегатно-сборочном цехе. Пока перемещались по коридорам и улицам гигантского ангара не смог не заметить цех с новенькими станками с надписью «CHIRON». Оказалось, что это немецкие станки по обработке титана. У меня как командира сразу возник вопрос, — А специалистов хватает для работы на этом оборудовании? Полный состав — 180 человек в цеху, — важно ответил сопровождающий! Что может быть лучше зрелища, когда кто-то работает на новеньком оборудовании, подумалось мне в тот момент.

НАПО 309+

Очевидное и невероятное

С мыслью о том, что наблюдать за работой фрезеровщика намного зрелищнее, чем например маркетолога, мы вошли в «крылатый» цех. Как командиру танка в этом цехе мне понравились две вещи: а) Система подкачки и перекачки топлива. б) Стапели сборки крыльев.

Занимательно и не секретно! Система подкачки и перекачки топлива находится под баком на центроплане и состоит из насосов и трубопроводов. Если не углубляться в технические тонкости, то эта система отвечает за равномерный баланс топлива во всех баках в любом режиме полёта самолёта. Я вот раньше не задумывался, как топливо переливается из бака в бак во время различных фигур высшего пилотажа, а тут такая умная система. Просто фантастика какая-то!

НАПО 398+

О крыльях

Ещё интереснее было наблюдать за работой на стапелях для сборки крыльев. На заводе их два. Один Чкаловский, а второй Гагаринский, в том смысле, что первый изготовили здесь — завод им. Чкалова, а второй на заводе им. Гагарина. Когда в полной рост встал вопрос о серийном производстве Су-34, гагаринцы поделились с чкаловцами запасным стапелем. Вот вам и польза от объединения в «ОАК». И ничего, что этот стапель был предназначен для сборки крыла Су-27, инженерная мысль и правильные руки легко довели его до стапеля для Су-34. Разницы практически никакой, кроме того, что при сборке у первого, крылья установлены вверх, а у второго вниз. Местные их в шутку называют «праворульный» и «леворульный». По технологическому процессу всё абсолютно одинаково. Начинают со сборки каркаса крыла, и дальше по порядку, подгон панелей, разделка панелей, герметизация, закладка жгутов и проверка. Собственно на сборку пары крыльев уходит один месяц.

НАПО 455+

О лётных испытаниях

Как-то незаметно по времени, но смело отказавшись от обеда, мы рванули на лётно-испытательную станцию. По правде говоря, мне казалось, что это должно быть невероятно-грандиозное сооружение! На самом деле оказалось обыкновенное лётное поле. На стоянке стояли три новеньких «тридцать четвёрки» — один в ливреи ВВС России и два жёлтеньких. Раскрашенная сушка готовилась к взлёту первой.

НАПО 481+

Из необычного для себя заметил, что если вдруг вы оказались у самолёта с включенными двигателями (без наушников), то стоит занять место напротив крыла и ни в коем случае не напротив кабины или хвоста! Из завораживающего, это выезд-въезд топливоприёмной штанги для дозаправки в полёте. Невероятное зрелище!

НАПО 621+

Медленно, тронувшись с места, первая машина ушла на взлёт, и у меня появилась возможность поговорить с одним из пилотов. Это оказался заслуженный лётчик-испытатель Валерий Поташёв. Валерию Серпионовичу 66 лет, стаж лётной работы 43 года. Начинал летать на Як-28. На заводе застал ещё испытания Су-15, дальше были все модификации от Су-24 до Су-34. На «тридцать четвёрке» с 1996 года (в то время Т-10В-4). Из любимых машин у него Су-27.

— Это уникальная, лёгкая в пилотировании и эксплуатации машина, — делился впечатлениями Поташёв, — Су-15, конечно, тоже любили и уважали лётчики, но она была очень строгая машина.

НАПО 649+

Возвращаясь к Су-34, Валерий Серпионович поведал, что за один испытательный полёт на машине тестируются 350 режимов. Проверяются общая работоспособность систем самолёта, двигателей, бортового и радиолокационного оборудования. Для проверки прочностных характеристик выполняются сверхзвуковые полёты на предельно низких и максимально больших высотах (в таких режимах в строевых частях не летают). Всего 4 полёта по два часа заводскими пилотами и ещё 3 полёта лётчиками заказчика.

НАПО 607+

— У многих складывается ошибочное мнение. Мол, если самолёт пошёл в серию, чего тут проверять! Ничего подобного, ведь во время испытаний нам надо все предусмотреть, чтобы лётчики в строевой части летали надёжно, уверенно и безопасно, — ответственно подметил заслуженный лётчик со стажем испытателя 34 года.

НАПО 536+

На этом первый день не закончился, впереди была встреча с директором завода Сергеем Смирновым, а на второй день был спланирован заход в сборочный цех.

Продолжение следует

promo army_reporter июнь 19, 2014 12:17 2
Buy for 10 tokens
Весной 1995 года в небо над Парижем взлетела новая ударная машина четвёртого поколения под обозначением Су-32ФН. Это был прототип фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34, который сейчас серийно производится на входящем в «ОАК» «Новосибирском авиазаводе им. Чкалова»…

Comments

Российские пилоты зовут его «Утёнок».

По моему, он спереди больше на щуку похож.

Re: Российские пилоты зовут его «Утёнок».

Но щуки не летают!